Проект
«Логопедическая онлайн-школа
для родителей»
Актуальность :
Закон «Об
образовании» (ст.44) определяет основные принципы взаимодействия семьи и
образовательного учреждения, выстроив четкие приоритеты: «Родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка». Современные родители знают свои права, но при этом зачастую
игнорируют наличие у них обязанностей, что порождает недопонимание в общении с
педагогами.
Федеральные
государственные требования также ориентируют педагогов на взаимодействие с
родителями: они должны участвовать в создании условий для полноценного и
своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить
важнейший период в развитии его личности.
Таким
образом, родители должны быть активными участниками
коррекционно-образовательного процесса, включаться во все проекты ДОУ, независимо
от того, какая деятельность в них доминирует, и не быть просто сторонними
наблюдателями.
В связи с
этим одним из направлений работы учителя-логопеда в условиях логопедического
пункта является вовлечение в коррекционный процесс родителей детей, имеющих
различные речевые нарушения.
Согласно
точке зрения Т.Б.Филичевой, в зависимости от восприятия дефекта ребенка,
выделяют две группы родителей.
С адекватной
позицией: родители осознают нарушения в речи ребенка как дефект, но дефект
устранимый, требующийспециальной работы как со стороны педагогов, так и самих
родителей.
С
неадекватной позицией, проявляющейся в следующих вариантах: родители считают,
что речь ребенка не нарушена, и не видят проблему вовсе; преувеличивают
серьезность дефекта (постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят
произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать, что
формирует у малыша комплекс неполноценности); придерживаются того мнения, что и
с речевым нарушением можно прожить без особых проблем.
Неадекватные
позиции родителей затрудняют понимание ими реальных проблем ребенка, важности
правильной речи в формировании интегративных качеств ребенка.
Работа логопеда на логопункте встраивается
в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в
группах компенсирующей направленности. Воспитатели массовых групп в силу
определенных обстоятельств не могут оказать учителю-логопеду полноценную
помощь. Поэтому важно убедить родителей детей, посещающих логопедический пункт,
в необходимости регулярного (ежедневного) закрепления достигнутых умений и
навыков для повышения эффективности и качества результата логопедической
работы.
Новизна
проекта заключается в том, что в нем представлен вариант просвящения
родителей через активное использование интернет – ресурсов в рамках
коррекционного процесса образовательного учреждения.
Название
проекта: «Логопедическая онлайн-школа
для родителей»
Цель
проекта:
Вовлечение
родителей в коррекционно-образовательный процесс через использование
интернет-ресурсов для повышения психолого-педагогической компетентности.
Задачи проекта:
1. Выявить степень готовности
семьи к активному взаимодействию с учителем-логопедом в процессе устранения
речевых нарушений.
2. Определить запросы родителей
по проблеме речевого развития детей.
3. Формировать стремление
родителей к саморазвитию и самореализации полученных знаний и умений.
4. Пропагандировать
логопедические знания среди родителей.
5. Расширять формы работы с
родителями для обучения доступным им методам и приемам коррекции речи.
6. Профилактика речевых
нарушений у детей раннего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты:
Осознание и понимание
родителями необходимости взаимодействия с учителем-логопедом для повышения
эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Стремление родителей
использовать полученные знания и умения.
Улучшение результатов коррекции
речевых нарушений у детей.
Создание в образовательном
учреждении пространства
взаимодействия с семьей.
Материалы и оборудование:
Компьютер, сканер, Интернет,
фотоаппарат, консультации и пособия в Word, PDF,
Количество предполагаемых
участников: 25-35 родителей
Длительность
проекта: долгосрочный
1 этап – подготовительный.
1. Анкетирование родителей о
возможностях посещения Интернета, о наиболее интересуемых темах для общения со
специалистом.
2. Создание группы в Контакте,
Одноклассниках, Вотсап.
3. Разработка проекта и
подготовка родителей к реализации проекта.
2 этап – основной.
1. Электронная почта:
консультирование родителей детей, посещающих логопедический пункт.
2. Размещение консультаций в
группе :
Особенности речевого развития
детей раннего возраста.
Если ребенок не говорит, что
делать родителям.
Речевое развитие ребенка 3-4
лет.
Речевое развитие ребенка 4-5
лет.
Речевое развитие ребенка 5-6
лет.
Лексико-грамматические игры с
детьми в домашних условиях.
Речевое развитие ребенка 6-7
лет.
«Шпаргалка для родителей» -
игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза у детей в домашних условиях.
Первый раз в первый класс: что должен знать и уметь ребенок.
Профилактика речевых нарушений: игры на дыхание, пальчиковые игры
и артикуляционные упражнения.
Ответы на интересующие
родителей вопросы в режиме «Вопрос-ответ»
Создание «педагогической
библиотеки» в группе для ознакомления родителей с необходимой литературой,
пособиями по речевому развитию.
Размещение видео - уроков для
правильного выполнения артикуляционной гимнастики.
Создание онлайн – газет с
фоторепортажами с занятий .
Проведение мини-опросов
родителей в группе для выявления запросов родителей по теме речевого развития
ребенка.
Предоставление родителям ссылок
на интерактивные игры по артикуляционной гимнастике, на автоматизацию звуков и
т.д для повышения мотивации детей в выполнении домашних заданий.
3 этап заключительный.
1. Оценка эффективности
внедрения Проекта.
2. Анкетирование родителей.
3. Обработка данных, описание
результатов проекта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий